Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
г. Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык, 44
Телефоны:
+7 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Журнал Института археологии им. А. Х. Маргулана

КазНУ

Главная Новости Политик, стратег и дипломат

Политик, стратег и дипломат

Ознакомиться с историей Казахского ханства и ролью Абылай-хана в сохранении целостности земель и единении трех казахских жузов позволяет выставка «Қазақ хандарының тарихи тұлғасы – Абылай хан», посвященная празднованию 25-летия Независимости.

Директор Института археологии им. А. Маргулана Бауржан Байтанаев не исключает, что из керамической глазурованной чашки XVIII века, представленной на выставке, принимал пищу сам Абылай-хан. Он прожил 70 лет – с 1711 по 1781 год – и вошел в историю как знаменитый государственный деятель, сумевший сплотить в одном государстве территории Среднего и Старшего жузов.

Ратные подвиги, одержанные Абылаем, его усилия по укреплению государственности казахов, активные дипломатические и торговые связи с Россией, Китаем и другими соседними странами повысили международный авторитет Казахского ханства и роль самого хана Абылая в политичес¬кой жизни народов Центральной Азии.

Выставка «Қазақ хандарының тарихи тұлғасы – Абылай хан» состоит из двух основных разделов. В одном из них представлены материалы о проведенных археологических исследованиях на городище Ханкорган, в другом – раскрываются история Казахского ханства и роль Абылай-хана в сохранении целостности земель ханства и единении казахских жузов. Представленные материалы позволяют изучить политический строй и социальную структуру государства, формируют образ Абылай-хана как организатора всенародной борьбы против джунгарских захватчиков и цинской агрессии, знакомят с его потомками.

Экспозиция является лишь час¬тью масштабной программы, разработанной сотрудниками Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея к 305-летию видного государственного деятеля Казахского ханства. Для того чтобы более полно показать жизнь и деятельность хана Абылая, в музее организовали «круглый стол». Этой трибуной воспользовались ученые и исследователи, ознакомив аудиторию с проделанной за четверть века работой ученых по поискам материалов об Абылай-хане, в биографии которого немало белых пятен. Одно из них – место смерти великого хана.

Хорошо известно, что Абылай был похоронен в мавзолее Ахмеда Ясави в Туркестане. Но откуда в Туркестан привезли тело хана? Где он скончался? Обычно местом его смерти называют Ташкент или Туркестан. Но и те и другие не правы! В этом совершенно уверен директор доктор исторических наук Бауржан Байтанаев. Он утверждает, что на самом деле ушел в мир иной великий Абылай-хан в месте, которое называется Ханкорган. Находится оно в 40 км к северо-востоку от Шымкента, в Сайрамском районе, возле аула Мадени, не так давно переименованного в Ханкорган.

Сегодня ученые однозначно утверждают, что на городище Ханкорган была ставка хана Абылая. Уже два полевых сезона здесь работают археологи. Они сделали важное историческое открытие. Откуда у городища, впервые обследованного экспедицией Бернштама в 1947–48 годах и являющегося одновременно памятником археологии и историческим памятником, появилось название Ханкорган?

– Собственно, городище называют Ханкорган, потому что именно тут была ставка Абылай-хана, – утверждает Б. Байтанаев. – Когда султан Сыздык, сын Кенесары, долгие годы воевавший с Российской империей, сдался и получил помилование, ему предложили землю в Чимкентском уезде. Интересная тогда была ситуация: один брат – Сыздык – воюет с Россией, а другой – Ахмет – работает, как сейчас бы сказали, заместителем акима района. Сыздык тогда сказал: «Поселюсь и буду жить на Ханкоргане, где была ставка моего предка Абылая».

Сын и преемник Абылая Вали-хан ушел из этих земель в Сарыарку. Он-то и помог окончательно выяснить происхождение названия городища. В Семипалатинске в разговоре с российскими чиновниками он как-то заявил: «Да, мой отец умер в «южной ставке». Ученые, изучая последние открывшиеся документы, пришли к убеждению, что и письменные источники подтверждают этнографические опросные данные. Это именно то место, где последние свои дни провел Абылай-хан.

Сам памятник Ханкорган состоит из четырех периодов обживания и строительства. В его основе лежит крупное строение раннесредневекового замкового типа. Четко датируется VIII веком. Оно вдруг резко угасает, как и многие памятники на юге Казахстана, что связано с приходом арабов. И это подтверждают тюргешские монеты, найденные археологами в ходе раскопок на городище. Запустение длится лет 200. Потом, при караханидах, наступает второй период его обживания. Он охватывает большую площадь. Часть ее сейчас распахана и застроена. После караханидов опять, лет на сто, период угасания. Он, видимо, связан с приходом монголов. И уже при чагатаидах и тимуридах снова идет строительный горизонт, где появляются металлургические и гончарные печи. Это место становится ремесленным центром. В период с XV по XVI век – вновь угасание, которое длится почти полтора столетия. И наконец, в XVII–XVIII веках, в период джунгарских войн, оно опять обживается.

В письменных источниках есть сообщения, что при ханской ставке жили около 200 человек. Тут строятся примитивные дома. Русские источники сообщают, что жившие здесь люди сеяли хлеб. Раскопки показали, что в ставке были кузнецы. Почему именно Ханкорган – городище средних размеров – был выбран в качестве зимней ставки Абылай-хана? Прежде всего, дело в том, что благоприятные во всех отношениях экологические условия Сайрамского района с богатыми земельно-водными ресурсами издревле привлекали сюда людей и сформировали здесь один из древних центров цивилизации Казахстана. При этом долина реки Арыси на протяжении нескольких тысячелетий была освоена и обжита, здесь сложились особые оазисы со своими городами – административными, религиозными, торгово-ремесленными центрами. Они являлись надежной базой политической и духовной власти.

Традиционными центрами этого региона в раннем средневековье были Сайрам и Туркестан. Логично возникает вопрос: почему же Абылай устроил свою ставку не в Туркестане, до которого отсюда менее 200 км? Ученые считают, что в это время в Сайраме и Туркестане были другие ханы, лояльные к Абылай-хану представители ханских кровей. Занять один из этих городов – значило нарушить мир и согласие, достигнутые ценой таких потерь. Да и кроме того, Туркестан и Сайрам были прежде всего религиозными центрами, которые могли быть связаны и с иными политическими центрами. Ханкорган, расположенный близ слияния рек Аксу и Арыси и изобилующий сочными пастбищами и возделанными землями, освоенными издревле, вполне устроил Абылай-хана в качестве зимней ставки. Видимо, поэтому он взял под ставку отдельный участок. Абылай-хан, сумевший разгромить калмыков и объединивший большую часть кочевников под своей властью, имел несколько ставок. На Ханкоргане располагалась южная ставка. Основана она после разгрома джунгар, но не исключено, что и раньше.

Есть у ученых и ответ на вопрос: почему же долгое время считалось, что умер Абылай-хан в Ташкенте? В те времена местности назывались по регионам. Говорили Ташкентия, то есть Ташкентский вилоят. А Туркестан – отдельный, другой вилоят. Отсюда и путаница. Только теперь появилась возможность выяснить этот вопрос. Найти точный ответ поз¬волили и данные письменных источников, и распросные данные, и результаты археологических исследований. Так что в этом важном историческом вопросе можно поставить окончательную точку.

– Абылай-хан действительно был Великим сыном казахского народа, – говорит старший научный сотрудник Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея Лариса Морозова. – Память о нем не способно стереть время. К тому же в Южно-Казахстанской области находятся исторические и архео¬логические объекты, связанные с именем хана. Это в первую очередь место его погребения – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Это город Туркестан, где хана Абылая объявили ханом Казахского ханства. Это городище Ханкорган, зимовка и ставка Абылай-хана, место, где он ушел из жизни. Важно то, что информацию о такой значимой личности в истории Казахстана молодежь узнает сегодня не из легенд и преданий, а из уст ученых-исследователей, достоверно раскрывающих огромный потенциал политика, государственного деятеля, стратега и дипломата Абылай-хана.

Любовь ДОБРОТА, Шымкент
18 Ноября 2016

Казахстанская правда

 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

 
   
 
2021 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг