Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)

Ә.Х. Марғұлан
атындағы
Археология институты
Адрес:
г. Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык, 44

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Марғұлан атындағы Археология институтының журналы

КазНУ

Бастыбет Жаңалықтар Установлено происхождение современных домашних лошадей

Установлено происхождение современных домашних лошадей

Лошади современного морфологического типа были одомашнены около 2200 лет до н.э. в районе Понтийско-Каспийских степей и Северного Кавказа. В последующее время они распространились по Азии и Европе. Исследование опубликовано 20 октября 2021 года в журнале Nature (https://www.nature.com/articles/s41586-021-04018-9.).

Такие выводы были получены международной командой из 162 ученых под руководством палеогенетика Людовика Орландо. В результате секвенирования и сравнения 273 геномов древних лошадей со всей Евразии было установлено, что лошади современного типа были приручены в районе Понтийско-Каспийских степей и Северного Кавказа, а затем за несколько столетий распространилась по остальной территории Евразии.

Несколько лет назад команда Людовика Орландо изучила остатки древнейшей одомашненной лошади с поселений Ботай и Борлы 4, существовавшей 5500 лет назад в Северном и Северо-Восточном Казахстане. Однако полученные тогда результаты ДНК не позволили вывести происхождение современных лошади от лошадей ботайского типа (https://www.science.org/doi/10.1126/science.aao3297).

На роль очага доместикации, кроме азиатских степей, рассматривались Анатолия, Сибирь и Пиренейский полуостров, однако эти гипотезы не получили подтверждения, поэтому ученые решили расширить зону поисков и включили в исследование всю Евразию. В общей сложности были проанализированы геномы 273 лошадей, которые жили между 50000 и 200 гг. до н.э. В результате было установлено, что Евразия в эпоху камня и раннего бронзового века была населена генетически разными популяциями лошадей. Однако между 2200 и 2000 гг. до н.э. произошли некие коренные изменения. Генетическая популяция, ранее существовавшая только в понтийских степях, быстро распространилась за пределы своего родного региона, вытеснив все остальные популяции диких лошадей от Атлантики до Монголии в течение нескольких столетий.

Ученые обнаружили два поразительных различия между геномами «новых» лошадей и популяциями, которые они заменили. Первое связано с более послушным, удобным для человека поведением, а второе указывает на более сильный позвоночник. Исследователи предполагают, что эти характеристики стали важными факторами, обеспечившими распространение этих животных и колесного транспорта во время очередной глобальной миграционной волны индоевропейцев в Евразии в конце III – на рубеже III-II тыс. до н.э. По-видимому, миграционные волны более ранних индоевропейских популяций (носителей ямной культурной традиции и постъямного населения) в Евразийских степях в конце IV – в середине III тыс. до н.э. не могли быть основаны на лошадях современного типа, поскольку ее приручение и распространение произошло позже. Проведенное исследование демонстрирует важность междисциплинарного подхода и включения истории животных при изучении миграции людей и проходивших этнокультурных процессов.

Данное исследование было проведено Центром антропобиологии и геномики Тулузы (CNRS / Université Toulouse III - Paul Sabatier) с помощью Genoscope (CNRS / CEA / Université d’Evry), Французские лаборатории археологии и античных наук (CNRS / Университет Париж 1 Пантеон Сорбонна / Университет Париж Нантер / Министерство культуры), От доисторических времен до наших дней: культура, окружающая среда и антропология (CNRS / Университет Бордо / Министерство культуры) и Археозоология, археоботаника общества,Практика и окружающая среда (CNRS / MNHN). Большой вклад в проведенное исследование внесли еще 114 исследовательских организаций со всего мира. Среди них 5 из Казахстана: Торайгыров университет, г. Павлодар (В.К. Мерц, И.В. Мерц), Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы (В.Ф. Зайберт, Р.С. Жуматаев, А.Т. Толеубаев), Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай (И.В. Шевнина, А.В. Логвин), Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова, г. Караганда (В.Г. Ломан, И.А. Кукушкин, В.В. Варфоломеев, Э.Р. Усманова), Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Институт археологии им. А.Х. Маргулана, г. Алматы (С.К. Сакенов). (Исследование в основном финансировалось Европейским исследовательским советом (проект Pegasus) и France Genomique (проект Bucéphale) (https://www.cnrs.fr/sites/default/files/press_info/2021-10/PR%20Domestic%20horses_web.pdf).

1. Петроглифы Тамгалы, группа 2. Композиция «Смешанное стадо» с изображениями лошадей и других животных, II тыс. до н.э. Фото Р. Сала.

2. Петроглифы Тамгалы, группа 2. Композиция «Смешанное стадо». Прорисовка А.Е Рогожинского.

1 2