Комплексные работы по изученю и сохранению тюркского наследия в рамках государственной программы «Культурное наследие» в период полевого сезона 2009 года были сосредоточены в районах Мерке и Рыскулов Жамбылской области. Основу археологических исследований составили базовые тюркские культово-мемориальные комплексы святилище Мерке.
В соответствии с календарным планом комплексные работы в рамках Государственной программы «Культурное наследие» по изучению и сохранению культово-мемориальных памятников, начаты исследования источников по традиционному мировоззрению тюрков. Включают археологические исследования на памятниках святилища Мерке: раскопки погребального памятника, реконструкцию изученных памятников, консервацию разрушенных каменных изваяний. Указанная работа проводится с целью интерпретации материалов тюркских культовых памятников со статуарными образцами, непосредственно связанных с верованиями номадов.
Широкий круг источников, содержащий информацию о традиционных верованиях тюркских кочевников, представляет собой данные сведений древних и средневековых авторов, сохранившихся в китайских, сирийских, арабских, персидских, древнерусских, армянских и грузинских изданиях. Ценность информации, переданных в описаниях древних авторов и сохранившихся в письменных источниках объясняется достоверностью данных, так как отдельные из них содержат фактические материалы путешественников, послов и др., в разные периоды средневековой истории имевших непосредственные контакты с представителями тюркских племен. Наряду с описанным выше аналитическим исследованием по изучению традиционного мировоззрения тюркских номадов ведутся практические работы по подготовке планов и карт размещения алтарей, жертвенников, наскальных рисунков, родовых тамг, культовых курганов с изваяниями. Целью топографических и картографических исследований является изучение проблемы взаимной связи в расположении отдельных типов тюркских культовых памятников в составе сакральных земель. Археологическое и топографическое изучение ландшафтного распространения культовых объектов в пространстве локализации святилища Мерке способствует реконструкции ритуала поклонения божествам тюркского пантеона, обожествленным предкам и непосредственно связанных с ними обрядов жертвоприношения.
Описанные выше комплексные исследования археологических памятников в ландшафте высокогорного святилища, совместно с данными по традиционному мировоззрению тюркских племен, а также сравнительным анализом аналогичной информации по памятникам и традиционным мировоззрением восточных тюркских племен позволят выявить особенности ритуала поминовения и поклонения духам предков в традиционной культовой практике западных тюрков.
Комплексные археологические работы продолжены на культово-мемориальном памятнике Каракыстак 18. Культово-мемориальный комплекс Каракыстак 18, расположен на правом побережье реки Каракыстак.
Комплекс состоит из одного кургана и из ритуальных сооружений. Он предоставляет собой подпрямоугольную в плане конструкцию. Ритуальное сооружение направлено с юга на север, ограды расположены в определенном интервале друг от друга. Общая длинна сооружения 9,8 м
Оград 1 с размером 3, 25 х 3, 35 см расположена на северной стороне культурного комплекса. Ограда воздвигнута из каменных блоков, их клали ребром. Наружная внутренняя сторона ограда до метра наполнена колотыми камнями. На южной стороне первого ограда с интервалом 1 м расположен второй оград с размером 3, 50 х 3, 25 см. Наружная внутренняя сторона и этого ограда наполнена мелкими камнями. В процессе раскопки на северно-западной стороне стены в 20 см глубине было найдено наконечник железной стрелы. Длина трехлапастного наконечника 8 см, ширина 2,2 см, длинна черешка 3,5 см. Наконечник является аналогом предоставленным для древне тюркских веков Ю.С.Худяковым 5 типу первой группы типологии. Наконечники данного типа по источникам относится VI – X векам. (Ю.С.Худяков, 1986 г.).
Ограда 3 расположена с интервалом 1 м на юг от двух других, описанных выше. Размер ограда 3, 0 х 3, 15 м. Наружная внутренняя сторона ограда выложена колотыми камнями. Раскопки памятника не выявили находок или дополнительных конструкции ни внутри, ни за оградой. Памятник востановлен, сделаны фото и чертежы.
Памятник по данным аналогам конструкции ограда и наконечника, найденного в оградке, датируются VI – VIII веками.
Восстановленные памятники, описанные выше комплексные исследования археологических памятников, совместно с данными по традиционному мировоззрению тюркских племен, а также сравнительным анализом аналогичной информации по памятникам и традиционным мировоззрением восточных тюркских племен позволят выявить особенности ритуала поминовения и поклонения духам предков в традиционной культовой практике западных тюрков.
В процессе разведочных работ в урочище Абайсай зафиксировались группы петроглифов. Все рисунки наскального искусства нанесены на наклонных и вертикально расположенных поверхностях коренных пород покрытых природным загаром. Сюжет первой группы, состоит из тау-теке и одного изображение человека с натянутым луком. Пеший лучник готов спустить тетиву, заряженного стрелой, лука. Лук имеет форму в овальном положении. На второй группе изображены рисунки тау-теке. Выше этих рисунков изображен волк, на другом каменном блоге, расположенном на правой стороне второго сюжета, нарисованы, похожие на казахский орнамент «қошқар мүйіз» тамги. Овальные концы, согнутые в круг, во внутрь, они изображены симметрично. На вершине скалы изображен двугорбый верблюд. На каменном валуне, расположивший не далеко от группировки выше перечисленных петроглифов изображен всадник на верблюде.
Новые материалы, полученные в результате комплексных археологических исследований, проведенных в рамках проекта, дополняют информативный потенциал гуманитарной науки и служат ценными источниками для реконструкции наследия тюркского населения, исконно населяющих земли казахской степи.